|
Design-game и другие предметы
Если у читателя вдруг сложилось ощущение, что жизнь у нас тут - сплошной праздник,
то я его сейчас изменю: Нет! Пока вы читаете про героев современного шрифтового
дизайна, мы ими постепенно становимся сами. Ну или некоторые из нас.
Итак, я здесь уже полтора месяца. Программа, как и у обычных студентов, разбита
на семестровые курсы, базовые предметы, растянутые на весь год, обдумывание
индивидуального итогового проекта, ну и периодические вкрапления мастер-классов.
Про последние, как заслуживающие отдельного внимания, я буду рассказывать по
мере того, как они будут случаться. Теперь, собственно, учеба:
В первую очередь, нас, что называется, гоняют по каллиграфии. Значение ее для
нашего брата много больше, чем в первом классе простой школы - чистописание.
Поэтому, чтобы набить руку, требуются многие часы, а лучше - годы практических
занятий. Всевозможными инструментами: остроконечным пером, ширококонечным пером,
ширококонечной кистью... И на каждый инструмент исполнения свой преподаватель:
Эрик ван Блокланд (Erik van Blokland), преподает каллиграфию
остроконечным пером. Для меня эта техника оказалась очень трудной и приходится
много заниматься дома. (В родном Полиграфе предпочитали ширококонечное.)
И все равно, чтобы хоть немного приблизиться к его мастерству, нужно лет пять,
наверное, писать только остроконечным пером. Но ведь есть еще и другие методы!
Чтобы нам помочь, Эрик сделал вот такие примеры, с объясняющими порядок написания,
стрелочками:
Петер Верхоул (Peter Verheul) преподает нам ширококонечные перо и кисть. После
вводного урока все получили задание купить кисть 12 мм, одинаковую бумагу и
акварельку потемней. Продавец магазина, в который началось паломничество за
этим набором, после пятого студента уже перестал выслушивать заказ до конца.
Веселился только и приносил что нужно.
Тот же Верхоул обещает нас научить разрабатывать монограммы. Прежде всего, каждый
для своего имени, конечно. Мне естественно надо будет обыграть I и R.
Паул ван дер Лаан (Paul
van der Laan) преподает нам пиксельные шрифты. Он, кстати, один из немногих
в Голландии, чей шрифт распространяет Linotype. У Паула такая, если можно сказать,
особенность - он всегда делает инлайновое начертание (начертание в котором в
серединке пустота). Большая же часть его шрифтов рождалась случайно - какой
из монограммы другу, какой из надписи:
На его занятиях мы учимся понимать как создаются и работают пиксельные шрифты
и, заодно, осваиваем базовую для шрифтовиков программу FontLab.
Есть у нас и некаллиграфические занятия: С куратором нашего курса, Яном Виллемом
Стасом (Jan Willem Stas) мы участвуем в арт-проекте под кодовым названием Leiden-Project.
Leiden - это соседний с Гаагой город, со старейшей и огромнейшей библиотекой,
которая следующим летом празднует 430-летие. Мы должны своими шрифтовыми стараниями
сделать юбилей библиотеки праздником для всего местного населения и их гостей.
Пока проект в стадии обдумываний, а что из него выйдет, расскажу в свое время.
Петр ван Блокланд (Petr van Blokland),
брат Эрика ван Блокланда, и тоже дизайнер, провел с нами игру - design game.
Суть ее - в имитации общения дизайнера и заказчика - очень важная часть дизайнерской
жизни:
В игре участвует 30-40 человек, все делятся на дизайн-студии по 3-4 человека
и выбираются 3 заказчика. Дизайнеры получают набор разнообразных инструментов
для работы над заказом - буковки, квадратики и прочие значки. Заказчики же получают
от 3 до 12 табличек с неизвестными этим дизайн-студиям задачами.
В процессе игры дизайнеры должны узнать у клиента, что он от них хочет, путем
задавания вопросов. На них заказчик может отвечать только "да", "нет",
"не знаю" и "не важно". И с помощью полученной информации
и подручных средств дизайнеру надо выполнить заказ. Играть очень сложно: один
из команды, как правило, стоит в очереди к заказчику, остальным в это время
надо придумывать вопросы, обдумывать ответы и успевать воплощать их в результат.
При этом, ответы клиента таковы, что однозначно понять, правильным ли путем
ты движешься - нельзя. Таким образом, работа над заказом может прийти в тупик
после огромными усилиями сделанного проекта. Как в жизни, в общем.
Моя дизайн-студия в этой игре была твердым середнячком, мы с коллегами-голландками
потратили слишком много усилий на знакомство и налаживание взаимопонимания:
Большая часть учебного времени посвящена компьютерно-шрифтовой грамотности. Юст
ван Россум (Just
van Rossum) преподает нам азы программирования в DrawBot
Эта программа помогает создавать скрипты для Python'а.
Недавно начался предмет "Резьба по камню" Франсуазы Берзерик (Francoise
Berserik). Практически, мы пока только осваиваем искусство владения молотком
и зубилом, вырубая один элемент - стойку с засечками:
А теоретически, Франсуаза водит нас в город, смотреть на живых примерах, как
резьба по камню может быть выполнена:
Ну, не всегда эти примеры удачные, конечно: "Я буду возражать если вы сделаете
мне такую R":
Бывают у нас и другие "занятия на свежем воздухе". Так Петер
Билак (Peter Bil'ak) отвел нас в кафе, заказал всем пива и заставил рассказывать
о проблеме классификации шрифтов. Мне показалось, он был немного удивлен обилием
информации и собственных мнений, которыми мы его забросали.
Типограф Frans van Mourik (Франс ван Маурик) преподает нам "исследования
типографики". Говорит, этот предмет должен будет помочь написать объяснения
к нашим финальным проектам и во всякого рода теоретических исследованиях.
Если говорить об учебном процессе в целом, опуская восторги по поводу нужности
и интересности занятий, то есть в нем для меня много непривычного и необычного,
но вместе с тем, приятного:
Прежде всего, - это мини-само-презентации большинства преподавателей. Здесь
считается просто неприличным ничего о себе не рассказать-не показать. В России
я себе с трудом такое представляю. Может, правда, скромность?
Второе, это то, что никто из наших наставников не боится чего-то не знать или
не уметь и все, по возможности, как простые студенты, ходят на лекции друг друга.
Ну и сама академия, конечно, не перестает удивлять. Каждый день в коридорах,
на стенах, появляется какое-то новое, ничем, казалось бы, не обоснованное искусство.
То какие-то штуки поставят -только успеешь привыкнуть не спотыкаться об них,
а там уже что-то другое из земли торчит. Кругом выставки, перформансы и презентации,
так же внезапно исчезающие, как и возникающие. И в этом мире мы живем!
Илья РУДЕРМАН
Записала со слов автора Юлия Богатко
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Голландские высоты
Читайте на Sostav.ru репортажи из Королевской академии искусств (De Koninklijke Academie van Beeldende Kunsten (KABK) или Royal Academy of Art) в Гааге, где московский дизайнер Илья Рудерман осваивает науку создания шрифта. Что будет результатом учебы, можно будет узнать через год.
|
|
|